Форум юристов

Юридический форум, форум юристов, юридические документы, юридические консультации, юридическая помощь, юрист, суд, право, закон

Юридические консультации, представительство в суде, арбитраже. Написание исковых заявлений, жалоб, ходатайств. Кассации, апелляции, надзор. Опытные юристы. За 15 лет более 300 выигранных дел. Тел. 8 (499) 502 00 10, www.pravo2000.ru
Сопровождение любых сделок с недвижимостью в Москве и Московской области. Квартиры, комнаты, дома, земля, гаражи. Сбор всех документов, составление договоров в простой письменной форме, дарение, рента, купли-продажа, БТИ, УФРС, Земельный комитет. Признание права собственности через суд. Оформление наследства Тел. 8 (499) 502 00 10, www.pravo2000.ru

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Военные суды в единой судебной системе России

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin


Admin
Военные суды в единой судебной системе России

Общие положения
1. Справка
2. О специфике деятельности военных судов
3. Проблемы в работе военных судов в настоящее время

Общие положения
1. Справка
Основными нормативными актами, регулирующими деятельность военных судов,
являются федеральные конституционные законы "О судебной системе
Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ и "О военных судах
Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ.
В соответствии с данными законами военные суды входят в единую судебную
систему Российской Федерации, являются судами общей юрисдикции и
осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах, других войсках,
воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в
которых предусмотрена военная служба. Они создаются по территориальному
принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований и органов.
В действующую систему военных судов входят 10 окружных, 3 флотских и 138
гарнизонных военных судов, в которых работают 732 военных судьи (по
штату - 907).
За 2003 г. военными судами разрешено по существу 120 069 уголовных,
гражданских и административных дел, а также материалов, подлежащих
разрешению в судебном порядке.
Рассмотрено 13 717 уголовных дел (на 18% больше по сравнению с 2002 г.),
90776 гражданских дел, возбужденных более чем по 120 000 заявлений
военнослужащих и иных граждан (за 2002 г. - 150 888 аналогичных дел).
Тенденции сокращения количества рассматриваемых военными судами дел и
материалов не ожидается. Напротив, работы судьям в ближайшее время
прибавится в связи с согласованием проекта закона о дисциплинарном
аресте военнослужащих, который предполагается восстановить и применять
на основании судебного решения военного суда.


2. О специфике деятельности военных судов


В Российской империи (в XVIII - XX вв.) военные суды являлись органами
исключительно уголовной юрисдикции и рассматривали уголовные дела как о
воинских, так и об общеуголовных преступлениях.
На первом этапе советского периода отечественной истории существования
военных судов (бывших военных трибуналов), в 20-е гг. XX в., они
рассматривали дела о воинских преступлениях (дезертирстве, мародерстве,
неисполнении боевых приказов и т.п.) и контрреволюционных деяниях
(измена Родине, предательство, саботаж).
Дела о совершении общеуголовных преступлений (кражах, грабежах,
изнасилованиях, хулиганстве) военным судам подсудны не были; такие
деяния рассматривали народные суды. Но эта практика не прошла проверку
временем и все категории дел в отношении военнослужащих стали подсудны
военным судам.
Действительно, любое преступление военнослужащего, на какой бы объект
оно ни посягало, всегда является еще и нарушением воинской дисциплины.
Военнослужащий, преступая закон, так или иначе посягает на
боеготовность, боеспособность частей и подразделений, на воинские
правоотношения.
Предпосылкой преступлений военнослужащих зачастую служат
бесконтрольность со стороны командиров, отсутствие в частях и
подразделениях надлежащего уставного порядка. Естественно, что
устранение причин каждого совершенного преступления возлагается на
военное командование. А их выявление в ходе судебного следствия - на
военный суд, рассматривающий то или иное уголовное дело.
Только военный человек, имеющий за плечами не один год армейской или
флотской службы, хорошо знающий военное законодательство, в том числе
требования общевоинских уставов, законодательство и практику
рассмотрения специфических дел о воинских преступлениях, в состоянии
разобраться в огромном массиве существующей нормативной базы и вынести
по конкретному делу правильное решение.
Нельзя не учитывать и того, что воинские части и подразделения
дислоцируются нередко на территории нескольких районов, областей, а
иногда и регионов. И не будь военных судов, дела в отношении
военнослужащих одной и той же части или соединения рассматривались бы
разными судами.
Кроме того, многие воинские части, обслуживаемые военными судами,
расположены в удаленных от населенных пунктов и малопригодных для
жительства гражданского населения местах.
Бывают и оперативные переброски войск на значительные расстояния. А
"горячих точек", к сожалению, не становится меньше.
И наши судьи (а они люди военные) вынуждены работать в буквальном смысле
слова в боевой обстановке. Именно в таких сложных условиях осуществляют
сегодня правосудие судьи Грозненского, Владикавказского,
Махачкалинского и других гарнизонных военных судов, подведомственных
Северо-Кавказскому окружному военному суду.
А рассмотрение уголовных, гражданских и административных дела за
границей, в закрытых гарнизонах?
Данная подсудность законодательно закреплена исключительно за военными
судами, так как это связано с определенными государственными секретами,
наличием у военных судей специальных допусков.
Одна из особенностей работы военных судей состоит в том, что в отличие
от своих гражданских коллег они в воспитательных целях активно
используют различные формы профилактики правонарушений: например,
открытые судебные процессы в частях в присутствии личного состава по
наиболее актуальным делам.
Каждое четвертое уголовное дело рассматривается с выездом
непосредственно в части, а каждое пятое судебное решение по инициативе
военных судей доводится до военнослужащих в приказах командования либо
через средства массовой информации.
В 2003 г. по каждому тринадцатому делу военные суды реагировали на
обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, а также на
нарушения прав граждан путем вынесения частных определений и
постановлений.
Давно прижилась и такая форма профилактики, как направление военными
судами командованию информационных документов о судимости и причинах
правонарушений за определенный период (как правило, за год или по
полугодиям). Причем эта информация направляется вплоть до высшего
командования Вооруженных Сил - Министра обороны Российской Федерации,
начальника Генерального штаба, главнокомандующих видами Вооруженных Сил,
командующих родами войск, других высших воинских должностных лиц.
По результатам таких обобщений командованием с участием Главного
управления обеспечения деятельности военных судов готовятся и издаются
специальные директивы, направленные на устранение причин и условий,
способствующих правонарушениям.
Так, на основе информационной справки о рассмотрении военными судами
жалоб военнослужащих на действия и решения органов военного управления и
воинских должностных лиц начальником Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации в 2003 г. издана директива "О состоянии работы по
защите законных интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации и мерах по ее совершенствованию".
По материалам осуждения военными судами военнослужащих в 2003 г.
начальником Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил
Российской Федерации в войска направлена директива для использования в
воспитательной работе по профилактике правонарушений среди личного
состава.


3. Проблемы в работе военных судов в настоящее
время


Если говорить об особенностях работы военных судов сегодня, то возможно
выделить две.
Первая заключается в том, что в деятельности военных судов начинает
превалировать защита прав и законных интересов военнослужащих. Если 10
лет тому назад военные суды рассматривали преимущественно уголовные
дела, а число обращений военнослужащих в военные суды за защитой своих
прав не превышало и одной тысячи, то в 2003 г. военными судами
рассмотрено уже около 100 тыс. таких заявлений военнослужащих (рост
почти в 100 раз).
Доля же уголовных дел составляет в общем объеме судебной работы военных
судей немногим более 10%.
Таким образом, осуществление военными судами правосудия приобретает все
более правозащитный, восстановительный характер.
Другая особенность - все большая открытость военных судов. Успешно
решаются вопросы взаимодействия военных судов со всеми средствами
массовой информации. С этой целью во всех окружных и флотских военных
судах созданы внештатные пресс-службы, которые поддерживают деловые
связи с редакциями газет и студиями телевидения и радио. Работа
пресс-служб военных судов направлена, прежде всего, на объективное
освещение в средствах массовой информации их деятельности и формирование
правильного общественного мнения об их роли в судебной системе
государства в деле осуществления правосудия и в обеспечении реальной
защиты прав и законных интересов военнослужащих.
Указанные проблемы постоянно находятся в поле зрения руководства
военно-судебной подсистемы; они регулярно анализируются, после чего в
военные суды рассылаются соответствующие информационные письма и
методические рекомендации.
Кстати, если говорить о рекомендациях и методических пособиях, которые
готовятся в Главном управлении обеспечения деятельности военных судов,
то в последнее время эта работа заметно активизировалась.
Так, в 2003 - 2004 гг. подготовлены для военных судов такие пособия
(руководства, инструкции), как Руководство по делопроизводству в военных
судах, Инструкция по составлению статистических отчетов, Пособие по
организации работы гарнизонного военного суда.
Совместно с Судебным департаментом подготовлено и издано методическое
пособие "Настольная книга администратора суда общей юрисдикции".
Совместно с Главным военно-медицинским управлением Министерством обороны
Российской Федерации разработаны рекомендации по вопросам медицинского
обслуживания и санаторно-курортного лечения судей военных судов (в том
числе пребывающих в отставке), работников аппаратов и Судебного
департамента из числа военнослужащих.
Согласованы с Военно-страховой компанией, Страховой компанией
правоохранительных органов и Чрезвычайной страховой компанией
методические указания о порядке взаимодействия при наступлении страховых
случаев по обязательному государственному страхованию судей военных
судов, а также военнослужащих, прикомандированных к военным судам и
Судебному департаменту.
Находятся в разработке рекомендации о порядке применения действующего
законодательства по страхованию имущества судей военных судов, курс
лекций по организации деятельности военных судов.
Особо следует остановиться на вопросах размещения, обустройства военных
судов, их материально-технического обеспечения.
С переходом военных судов на финансирование через Судебный департамент
при Верховном Суде Российской Федерации их материально-техническое и
иное обеспечение существенно улучшилось.
Для размещения военных судов им передано в безвозмездное пользование или
оперативное управление от Министерства обороны Российской Федерации и
других ведомств более 100 зданий.
Стали выделяться значительные денежные средства на текущий, капитальный
ремонт, реконструкцию зданий военных судов, новое строительство.
Так, идет к завершению строительство нового типового здания Уральского
окружного военного суда.
Хорошо обустроены Московский, Северо-Кавказский, Приволжский, 3-й
окружной и Северный флотский военные суды.
Идет ремонт и реконструкция Ленинградского, Восточно-Сибирского, 4-го
окружного и Балтийского флотского военных судов.
Из гарнизонных военных судов можно выделить в лучшую сторону по
размещению Екатеринбургский, Курганский, Оренбургский, Самарский,
Пермский, Ставропольский, Кировский, Брянский, Одинцовский,
Наро-Фоминский, Видяевский, Балтийский, Хабаровский,
Комсомольский-на-Амуре и Читинский военные суды.
Есть уверенность в том, что к 2006 г. все военные суды будут
располагаться в надлежащих условиях.
Нет проблем в обеспечении военных судов мебелью, автотранспортом и
средствами вычислительной техники (например, компьютерами многие суды
обеспечены на 90 - 100%).
Сказанное, однако, не означает, что в нашей работе нет нерешенных
вопросов.
Так, одним из направлений работы является совершенствование кадрового
обеспечения деятельности военных судов. Оно осуществляется на основании
норм Федерального конституционного закона "О военных судах Российской
Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации", Федерального закона "Об органах судейского сообщества в
Российской Федерации".
Главные усилия сосредоточены на повышении уровня и качества
укомплектованности военных судов, совершенствовании
организационно-штатной работы, приведении численности и структуры
военных судов в соответствие с решаемыми ими задачами.
Как уже отмечалось, в военных судах работают 732 военных судьи, в том
числе в окружных (флотских) военных судах - 179 человек, в гарнизонных -
553 человека.
В аппаратах военных судов - 1 567 должностей работников, из них 240
подлежат замещению военнослужащими. Общая укомплектованность судьями
составляет 81%.
Для доукомплектования судьями в военных судах создан резерв кадров около
200 человек. Это в основном работники аппаратов военных судов из числа
военнослужащих, которые в 2005 - 2007 гг. приобретают обязательный
5-летний стаж работы по юридической профессии. В подавляющем большинстве
все они изъявили желание выставить свои кандидатуры на должности судей в
отдаленных регионах России. Поэтому есть все основания полагать, что
через 2 - 3 года проблема укомплектованности военных судов судьями будет
полностью решена.
С учетом принципа социальной справедливости при назначении судей на
должности, их перемещении, замене из отдаленных регионов в 2003 - 2004
гг. было назначено в центральные регионы более 20 судей из районов
Дальнего Востока, Забайкалья и Сибири.
На особом контроле находятся вопросы профессиональной учебы судей и
работников аппаратов военных судов, так как непременным условием их
успешной деятельности является систематическое повышение своих
профессиональных знаний.
Выполнению данной задачи служит сложившаяся система повышения
квалификации военных судей и работников аппаратов военных судов,
обеспечивающая в целом непрерывную учебу как руководящих кадров
(председателей военных судов и их заместителей), так и судей, а также
работников аппаратов.
Система повышения квалификации охватывает такие основные формы учебы,
как специальную (юридическую) подготовку, индивидуальное обучение,
учебно-методические сборы, стажировку судей гарнизонных военных судов в
окружных (флотских) военных судах, а судей окружных (флотских) военных
судов - в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и
Главном управлении обеспечения деятельности военных судов.
Также повышение квалификации судей и работников аппаратов военных судов
осуществляется на курсах при Военном университете Министерства обороны
Российской Федерации и Российской академии правосудия (с ее филиалами в
регионах).
Так, в 2004 г. в Российской академии правосудия обучалось 68
председателей и судей военных судов, 26 помощников председателей (судей)
военных судов, а в филиалах академии - 93 работника аппаратов военных
судов. Всего повысили квалификацию 207 человек.
В Военном университете занятия с судьями, помимо преподавателей,
проводят работники Главного управления обеспечения деятельности военных
судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Обучение
на курсах при Военном университете заканчивается итоговым семинаром
также при участии руководства Главного управления обеспечения
деятельности военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской
Федерации.
В 2004 г. вышеназванным Главным управлением проведены учебные сборы с
кадровыми и финансовыми работниками окружных (флотских) военных судов.
Организованы стажировки в Главном управлении специалистов, ответственных
в окружных и флотских военных судах за ведение судебной статистики.
С созданием в аппарате Судебного департамента отдела ревизий военных
судов активизируется контрольно-ревизионная деятельность, осуществляемая
с выездом на места. Можно надеяться, что имеющиеся (хотя и
немногочисленные) факты нарушений финансовой дисциплины в военных судах
будут изжиты.
Прорабатывается проблема введения в военных судах службы судебных
приставов, что будет способствовать поддержанию в них надлежащего
порядка, более четкому исполнению выносимых военными судами судебных
решений, а также обеспечению охраны зданий военных судов, да и, что
немаловажно, безопасности судей, участников процесса, свидетелей и
потерпевших.
Данная проблема была поставлена перед Советом судей Российской
Федерации, который в ноябре 2003 г. принял по этому вопросу специальное
постановление и обращение в Правительство Российской Федерации о
выделении Министерству юстиции Российской Федерации 600 единиц
дополнительной штатной численности судебных приставов для обеспечения
деятельности военных судов.
До настоящего времени еще не решен вопрос финансирования и
материально-технического обеспечения военных судов, находящихся за
границей (сегодня такое обеспечение вынужденно осуществляется по линии
Министерства обороны Российской Федерации).
Однако все перечисленные проблемы, как видно, находятся в нашем поле
зрения и мы ищем пути их оптимального их решения.


А.Я. Петроченков,
председателя Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации

П.Н. Украинцев,
заместитель Генерального директора Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации, начальник
Главного управления обеспечения деятельности военных судов

Посмотреть профиль http://lawyer.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения